Для усиления бетонных фундаментов используют арматурные стержни, которые соединяются друг с другом, образуя пространственные арматурные каркасы. При использовании сварки для соединения стержней нужно соблюдать ряд правил, о которых мы расскажем далее.
Рассмотрим преимущества и недостатки сварки для соединения арматуры. К преимуществам можно отнести:
К минусам — увеличение хрупкости металла в местах сварных соединений.
Сварка нагревает и расплавляет металл, тем самым изменяя внутреннюю кристаллическую структуру металла, из-за чего снижается гибкость арматуры. То есть увеличивается риск того, что во время резкого увеличения давления на место соединения стержень может треснуть или разломиться надвое. Это приведет к изменению геометрии каркаса и частичному разрушению сначала фундамента, а потом и самого здания. Именно поэтому сварочный способ не используют при создании фундамента на подвижных слабонесущих грунтах или в местах, где возможны землетрясения.
По нормативным документам у арматуры химический состав четко регламентирован. Так, у горячекатаной арматуры из углеродистых сталей количество углерода не должно превышать 0,45%. Однако при сварке это значение увеличивается.
Сварочный процесс строго регламентирован ГОСТ 14098-91 «СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ АРМАТУРЫ И ЗАКЛАДНЫХ ИЗДЕЛИЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ». Рассмотрим основные способы.
Стыковая сварка применяется при необходимости увеличить длину стержня арматуры. Для проведения работ применяют U-образные стальные ванночки, в которые укладывают оба отрезка, фиксируют, а затем заполняют место соединения горячим расплавом.
Ванночки бывают одноразовыми и многоразовыми. Одноразовые остаются на соединении, а многоразовые снимаются после охлаждения металла и используются заново.
Метод сварки в стык широко применяется при создании высоконагруженных каркасов колонн, свайных фундаментов, формировании решетчатых каркасов сложного типа, а также при работе с толстой арматурой от 20 мм и при стыковке фланцев наибольшего сечения.
Сварку можно проводить на стержнях, которые располагаются горизонтально или вертикально прямо на строительной площадке. Рассмотрим нюансы проведения сварочных работ:
Многоточечная контактная сварка в основном производится в специализированных цехах на автоматических сварочных аппаратах, которые обеспечивают максимальную производительность, так как сваривается каркас сразу в нескольких местах одновременно.
Аппараты снабжены неплавящимися электродами, по которым проходит электрическая дуга. Дуга прошивает металл насквозь в местах соединений и образует расплав. Одновременно с этим на место соединения оказывается давление с силой от 30 до 80 МПа.
Классифицируется многоточечная сварка на два вида:
По окончании работ шов исследуют визуально. Если шов имеет бочкообразную форму, он считается бракованным. Идеальный шов должен иметь приплюснутую форму с бортиками по краям.
Сегодня существуют и переносные аппараты для точечной контактной сварки, но они производят сварку только в одном месте.
Данный вид сварки считается наименее надежным способом соединения частей ответственных конструкций, а потому применяется для создания только слабо нагруженных и вспомогательных элементов.
Соединение происходит в продольной плоскости, то есть конец прутка смещается относительно другого конца до 30 см. Прочность шва зависит от величины нахлеста, то есть смещения. Проваривают металл с обеих сторон, предварительно зачищая поверхность прутов абразивным инструментом.
Подбор электродов напрямую влияет на качество сварки арматуры для фундамента. Необходимо обращать внимание на способ изготовления и толщину электродов. Например:
Толщина арматуры, мм | Диаметр электродов, мм |
---|---|
6-8 | 3 |
10 | 4 |
12, 14, 16, 18, 20, 22 | 5 |
Теперь рассмотрим маркировку электродов:
Если говорить о сварке наиболее распространенной арматуры марки А400С и А500С, то можно отметить электроды Э42А, Э46А и Э55. Они используют сварочную проволоку Св-08 и снабжены рутиловой обмазкой с двуокисью титана в качестве защитного флюса. Также подойдут электроды марки МР и АНО, так как они позволяют сваривать арматуру внахлест даже по ржавчине.
Отдельно стоит отметить стыковое соединение — в этом случае отлично подойдут электроды с покрытием УОНИ-13/45 или ТМУ-21У.
Помните — сварка встык предпочтительнее для создания фундамента и опорных конструкций. При строительстве некритичных железобетонных конструкций, оград, дорожных покрытий можно использовать сварку внахлест.